Б.у компьютер
Новый старый компьютер, или свободные размышления о приобретении вещей second hand и их последующем апгрейде


Сложившаяся в последние годы ситуация с персональными компьютерами, когда производители выбрасывают на рынок все более и более мощные модели, всячески прививая потребителям мысль о безнадежном устаревании купленного всего год-два назад оборудования, достойна более пристального рассмотрения.
С одной стороны, конечно, всякого обладателя неминуемо грызет червячок раскаяния: ведь сегодня вдвое более производительную деталь можно купить даже дешевле, чем стоила аналогичная, успешно или не очень трудящаяся в недрах любимого компьютера. Но давайте взглянем с другой, практической точки зрения: уж так ли необходимы нам эти сумасшедшие мегагерцы и дикие гигабайты? Ведь не секрет, что в наиболее распространенных офисных приложениях не пользователь ожидает готовности компьютера, но, напротив, программа, выполнив чертову кучу операций, существенную часть времени простаивает в ожидании ввода очередного символа. В то время как операции, занимающие всю мощь процессора, встречаются сравнительно редко и, как правило, не требуют участия пользователя в режиме реального времени, а стало быть, могут быть выполнены, хоть и с некоторым дискомфортом, менее производительным компьютером.
Стоит также принять во внимание и такой объективный факт, что скорость снижения стоимости приобретенного компьютерного компонента убывает со временем и, таким образом, купленная сегодня подержанная вещь не подешевеет завтра и практически будет стоить столько же послезавтра. В то же время отношение "цена/производительность" подержанных компонентов, как правило, значительно выше, нежели у более современных моделей. В качестве достойного примера можно привести процессор i386: имея на сегодняшний день практически нулевую себестоимость производства, этот чип обладает значительно отличающейся от нуля производительностью, что делает его своеобразным лидером среди выпускающихся Intel-совместимых процессоров, хотя, конечно, область его применения ныне ограничена бытовыми и прочими приборами нижнего интеллектуального уровня (следует, однако, помнить, что подобное правило действует только в отношении компонентов, но не компьютера в целом: подержанный компьютер в сборе состоит как из устаревших, так и таких неувядающих деталей, как корпус, дисковод, клавиатура и мышь, ограничивающих нижний предел его стоимости). Кроме того, ничто так не снижает стоимость вещи, как попытка ее продать, и, стало быть, именно в такой ситуации у пользователя появляется возможность что-то купить, не переплатив.
Итак, признавая неотвратимую необходимость технического прогресса, отдавая должное разработчикам новейших систем на базе Pentium IV и радуясь очередному снижению цен в результате непрекращающейся на наше счастье жесточайшей конкуренции AMD и Intel (фирмы-конкуренты расставлены в алфавитной последовательности), а также памятуя о любителях игр и разработчиках "тяжелых" продуктов, давайте все же примем за истину наличие огромной массы пользователей, в той или иной мере готовых мириться с невысокой (или лучше скажем "не наивысочайшей", ибо все выпущенные в последние три года компьютеры отличает весьма высокая для персоналок производительность) частотой процессора и емкостью винчестера.
Какие же проблемы встают перед человеком, решившим приобрести подержанный компьютер?
В первую очередь - вопрос гарантии, ибо ничто так не склонно к поломкам, как неновая техника (следом, с очень небольшим отрывом идет очень новая, но не очень хорошая техника), и это притом, что вышедшие из строя детали ремонту практически не подлежат. Как обычно в нашем суровом мире, перед потребителем встает альтернатива: купить дорого, но с гарантией, или дешево, но на свой страх и риск. И как всегда, вследствие отсутствия потребительского спроса, промежуточных решений практически нет.
Что означает приобрести сегодня подержанный PC с гарантией? Как правило, подобные услуги предоставляют фирмы, занимающиеся ремонтом и по сей день сочетающие комиссионную торговлю и апгрейд с лозунгом "ПОЧИНЯЕМ ВСЕ И ВСЯ!" Имея достаточно небольшой оборот и неизбежно высокий уровень гарантийных возвратов, такие компании вынуждены держать весьма широкий разрыв между ценами покупки и продажи, в результате чего конечная стоимость такого компьютера оказывается неоправданно завышенной. В то же время качество гарантийного ремонта остается низким вследствие невозможности адекватной замены устаревших и ставших таким образом редкими комплектующих. Не говоря уже о том, что наличие гарантии проверяется не в момент покупки, а при возникновении неисправности, в чем автору приходилось неоднократно убеждаться. Тем не менее, такой способ приобретения подержанной техники достаточно популярен среди общественности, в основном по причине его доступности - за нас как бы уже подумали.
Альтернативный путь тернист и неоднозначен и, кроме того, требует некоторого изначального технического оснащения и опыта. Это - покупка компьютера на виртуальных интернет-барахолках или, как их еще называют, специализированных досках объявлений (http://www.hardware.spb.ru/, http://doska.dux.ru). Несомненно предпочитая этот, второй, способ приобретения техники б/у, автор тем не менее склонен считать их различия не столь существенными. Поскольку в это время перед покупателем возникает вторая глобальная проблема: что же купить, где тот порог, за которым желание сэкономить провоцирует на покупку слишком устаревшей либо приближающейся к таковой модели. В сущности, проблема сводится к нахождению оптимального времени покупки компонентов либо, при фиксированном времени (к примеру, настоящий момент), к поиску комплектующих, находящихся в точке tопт.
В качестве примера подобного поиска приведем современную ситуацию с процессорами. При доступном любому желающему индексе быстродействия достаточно сравнить соотношение "цена/производительность" всех доступных моделей.
Отметим, что подобную информацию по процессорам и прочим комплектующим вы можете найти в каждом журнале "КомпьютербизнесМаркет" под заголовком "Экспресс-анализ".
Не обладая возможностью предсказать, какая конкретно комплектация необходима именно вам, мы постараемся провести анализ каждой комплектующей в отдельности, общая же картина может быть сложена из рассмотренных частностей.
Приобретая готовый и уникальный, вследствие своей "антикварности" компьютер, вы, вполне вероятно, окажетесь перед проблемой, какой комплектующей следует отдать предпочтение, а какой возможно пренебречь во имя прочих. Вот, на наш взгляд, таким образом выглядит рейтинг компонентов:
  1. Монитор.
  2. Жесткий диск.
  3. Процессор.
  4. Память.
  5. Видеосистема.
  6. CD-ROM.
  7. Материнская плата.
При этом возможны исключения, однако они касаются моделей, стоящих на краях рынка подержанных ПК, - это могут быть как наиболее устаревшие компьютеры, так и только начинающие соответствовать статусу подержанных.
Также встречаются оригинальные, узконаправленные устройства, такие как, например, двухпроцессорные системы или платы, снабженные встроенным SCSI-адаптером, к приобретению которых следует отнестись осторожно по причине возможных в будущем совершенно излишних проблем с настройкой. В любом случае, подобные "навороты" должны скорее способствовать снижению цены, нежели ее накручиванию.
Следует также настороженно относиться к предложениям устаревших "брандовых" компьютеров. Кроме своего громкого имени, такая покупка принесет вам массу совершенно ненужных проблем с апгрейдом, которому подобные модели практически не поддаются: это и фирменный корпус, накладывающий резкие ограничения на размер, или, точнее, форм-фактор материнской платы, и необходимость специальных салазок для крепления дисководов, и напаянные прямо на материнскую плату оперативная память, процессор и видео, не дающие переставить модули на новую плату или установить новый процессор. А декларируемая возможность отключения встроенной видеосистемы зачастую оказывается (как бы это сказать помягче...) враньем. BIOS подобных компьютеров - тоже явление уникальное, обладающее минимумом настроек и очень консервативное, сопротивляющееся всякой попытке сделать шаг в сторону от комплекта поставки. Еще раз подчеркну, вышесказанное следует относить не к "брандовым" комплектующим (разве что к BIOS материнских плат производства собственно Intel), но только к компьютерам Brand name, которые всегда можно отличить от штатных по... По всему можно отличить. Итак,
вверх

1. Монитор

В сущности, он даже не является комплектующей. В том смысле, что может быть приобретен отдельно и подключен пользователем совершенно беспроблемно (автор, впрочем, однажды встречался с ситуацией, когда компьютер и монитор категорически "не любили" друг друга, в то время как в любых других комбинациях работали как часы).
Будучи способным превратить в каторгу работу с любым, даже самым навороченным компьютером (жаль, что обратное неверно), монитор также является едва ли не самой дорогой его деталью, причем относится это как к новому, так и подержанному ПК. Жизнь монитора заметно дольше жизни компьютера. Как результат - умные люди покупают монитор всерьез и надолго, предпочитая продавать совсем уж никудышные экземпляры. В частности, на вторичном рынке широко представлены практически вышедшие из употребления 14-дюймовые мониторы. В то же время в жизни всегда есть место чуду: людям свойственно ошибаться, и купленный всего год назад 15-дюймовый дисплей может оказаться лишним с приобретением вдруг ставшего таким необходимым сегодня 17-дюймового.
Вопреки расхожему мнению, в процессе своей эволюции в качестве составляющей IBM-совместимого компьютера монитор претерпевал не только качественные, но и кардинальные улучшения. Таковых на памяти автора было два: от четырехцветного CGA к 16-цветному EGA и далее от него - к VGA (аббревиатуры SEGA, SVGA и XGA также являются ступенями развития VGA и не представляют собой отдельных классов). Что же такое кардинальный скачок и в чем его отличие от качественных преобразований? Под первым мы подразумеваем изменение столь значительное, что последующие модели перестают быть совместимыми (в "железном" смысле) с предыдущими, например, в способе получения видеосигнала; под вторым, как вы уже догадались, - чисто поступательное развитие в рамках одного класса. Что же из этого следует? А то, что, например, EGA-видеокарта не будет работать с VGA-монитором, и наоборот, вам не удастся обновить монитор до VGA без обновления EGA-видеокарты. При этом следует знать, что стандарт EGA подразумевает видеорежим 640х350 точек при 16 цветах, при котором логическая точка не является квадратной (ближайший "квадратный" VGA-режим - 640х480-весьма красноречиво отражает степень "неквадратности" EGA), в то время как Windows (в том числе и 3.1х), выпущенная в эру VGA, не имеет средств коррекции для "сплющивания" картинки, и в результате вы будете иметь сильно вытянутый экран. Работать, впрочем, можно, однако специально искать подобные приключения - это, пожалуй, перебор. Отдельно и исключительно для порядка стоит отметить, что программно, более поздние мониторы полностью поддерживают режимы работы своих ранних собратьев, имея в комплекте соответствующие настройки и, таким образом, полностью снимая ограничения на запуск старых графических программ.
В то же время, "железная" совместимость монитора с видеокартой еще не означает его способности откликаться на все поддерживаемые видеокартой режимы: с момента появления стандарта VGA в "восемьдесят далеко не последнем году" в него была внесена чертова куча дополнений и расширений, как в области более содержательных видеорежимов (увеличение разрешения и глубины цвета), так и в части энергосбережения или, скажем, программного интерфейса, того же Plug-n-Play. Как можно догадаться, монитор поддерживает только те "прибамбасы", которым был научен, и просто не станет откликаться на навязчивое приставание Windows поделиться информацией. С другой стороны, попытка установить неподдерживаемый монитором видеорежим может повлечь за собой преждевременную его, монитора, кончину: первые (как, впрочем, и вторые, и вообще очень многие, выпущенные приблизительно до 1995 года) модели не имеют проверки устанавливаемого режима на, так сказать, корректность и слепо пытаются следовать указаниям видеокарты.
Также необходимо учитывать и такой параметр, как частота регенерации, которая не должна быть для рабочего режима ниже 75 Hz (non-interlaced). Более низкая частота будет вызывать быстрое утомление глаз. Рабочее разрешение монитора зависит от диагонали экрана и размера зерна. Как правило, при диагонали 14 дюймов и точке 0.28 (а большую точку брать не следует) это режим 800х600, 15 дюймов-1024х768. В мониторах с большим экраном основную роль в определении рабочего режима начинает играть электронная составляющая, и, как результат, 17-дюймовый монитор может иметь рабочее разрешение 1024х768, а может и 1280х1024. Впрочем, это касается только мониторов SVGA. Верхняя планка CGA-монитора-640х200, EGA-640х350, VGA-640х480 точек.
Заканчивая тему, отметим, что стандартные на сегодня 15 дюймов вовсе не являются обязательными. Существует множество приложений, для которых разрешение 800х600 точек представляется оптимальным. В частности, практически все web-странички разработаны в расчете на просмотр именно в этом разрешении.
вверх

2. Жесткий диск

Несмотря на гигантский рывок по части емкости, физически интерфейс винчестеров за последнее десятилетие не изменился (речь идет, конечно, об интерфейсе IDE) - вы по-прежнему можете успешно подключить жесткий диск десятилетней давности к самому что ни на есть новому компьютеру. Обратное не совсем верно, и хотя новые разработки поддерживают работу с контроллерами устаревшего типа, как правило, использовать весь объем такого винчестера не удается.
В то же время следует помнить, что емкость требуемого жесткого диска, как это ни кажется поначалу парадоксальным, имеет прямую зависимость от производительности процессора. Дело в том, что маломощные машины просто не в состоянии обрабатывать большие объемы информации, такие, как сжатые аудио- и видеофайлы, игры, а также прочие программные продукты, становящиеся раз от раза все более требовательными к ресурсам компьютера. Иными словами, покупка ПК с 386-м процессором и 420Mb жестким диском представляется неоправданной: такой винчестер будет просто нечем заполнить!
С другой стороны, компьютеры с дисбалансом в сторону меньшего жесткого диска встречаются гораздо чаще, и связано это с тем, что в прошлом, как, впрочем, хотя и в меньшей степени, и в настоящем, стоимость винчестера составляла весьма значительную долю стоимости всего компьютера, и чисто по-человечески понятное желание сэкономить заставляло людей приобретать подобных колоссов на глиняных ногах. Да и сейчас, листая таблицы предложения готовых компьютеров, нередко натыкаешься на что-нибудь вроде "iPIII-550 16Mb 1,2Gb". Остается только пожалеть купившего подобный набор, ибо емкости жесткого диска не хватит даже на установку минимального набора программ.
Не стоит также забывать, что винчестер - это устройство с механическим приводом и, как таковое, подвержено износу. Осыпается магнитный слой, снашиваются подшипники, в результате чего появляются признаки старения: нестабильное считывание, возникновение очагов bad-блоков и в финале - полный отказ устройства. Подобный исход - сущая трагедия, ведь, как правило, цена хранившихся данных во много раз превосходит стоимость ставшего безжизненной железкой жесткого диска. Для того, чтобы на 100 процентов уберечься от столь ненужных неприятностей, надо быть Богом (знал бы прикуп - жил бы в Сочи), однако минимизировать риск возможно. Дело в том, что разные компьютеры имели разные судьбы: один пылился на шкафу с "девяносто незапамятного" года, другой - каждый день по 8 часов трудился в бухгалтерии, третий - шуршал, не переставая, сутки напролет, обслуживая домашнюю BBS продвинутого фидошника. Так что узнать историю жесткого диска совсем не вредно. И несомненно полезно проверить его на bad-блоки, наличие которых - "двойной красный свисток", и не верьте убеждениям, что они, эти блоки, типа, больше не растут. Растут, и еще как! Дело в том, что в нормальном состоянии считывающая головка как бы парит над поверхностью диска, не касаясь его, исключая механический источник возникновения повреждений. Таким образом, появление плохих секторов возможно либо по причине старения и осыпания магнитного слоя, либо в результате касания поверхности головкой, и оба эти варианта свидетельствуют о происходящих в устройстве серьезных необратимых изменениях.
Для сопряжения винчестера с компьютером используется контроллер IDE, встроенный или находящийся на отдельной плате, так называемой мультикарте, несущей в себе, помимо контроллера, поддержку дисководов, параллельного и последовательных портов. Возможно также наличие двух плат, одна из которых содержит контроллеры HDD и FDD, вторая - поддерживает COM1, COM2 и LPT. Каждый контроллер способен управлять двумя жесткими дисками: основным и ведомым, и таких контроллеров к компьютеру может быть подключено тоже два. Интегрированные решения, исключающие дополнительные платы, начали появляться в 486-х компьютерах. Разъемы для портов, жесткого и гибкого дисков в таком случае выведены прямо из материнской платы, и переноса платы контроллеров из прежнего компьютера не требуется.
вверх

3. Процессор

Со времени появления 386-го процессора основной набор команд практически не изменился - менялись только внутрипроцессорные способы их исполнения, до которых нормальному пользователю нет никакого дела. Именно 386-й набор команд позволяет организовывать такие многозадачные системы, как Windows 3.1х, Windows 9х и Windows NT. Кроме того, в процессе эволюции появились дополнительные, но не обязательные наборы команд - MMX, 3DNow! и SSE, поддержка которых при наличии соответствующего программного обеспечения способна значительно увеличить производительность. Необязательность этих наборов означает, что даже ориентированные на них пакеты программ не должны (бы) отказываться работать в их отсутствие. Стоит, однако, сразу заметить, что со временем, когда все реально существующие процессоры оказываются снабженными определенным набором команд, такой набор становится стандартом де-факто, вызывая появление жестко ориентированных приложений.
Говоря простым языком, практически любая современная программа может быть запущена на компьютере с 386-м процессором. Вопрос в том, насколько быстро сможет маломощный по нынешним меркам чип обрабатывать неимоверно возросшие потоки данных, поставляемые нынешними разбухшими пакетами. Именно это соображение фактически ограничивает набор программ, доступных к использованию применительно к выбранному процессору. И если для игр мощность процессора указывается в описании, то для разного рода офисных приложений необходимо руководствоваться годом их выпуска. К примеру, MS Word 6/95, выпущенный году в 93-м, рассчитан на использование с последними моделями 486-х процессоров, в то время как для ранних 486-х и для 386-го подойдет MS Word версии 2.0. В противном случае, вам придется ожидать готовности программы буквально перед каждым нажатием клавиши (отчасти решить эту проблему поможет отключение автоматической проверки орфографии).
386. Имеет две модификации - SX и DX, при этом более производительной является вторая модификация. При отсутствии букв такой процессор следует отнести к варианту DX. Подобный компьютер все еще может быть использован, правда, только в качестве печатной машинки. Установив на него 4-6 Mb оперативной памяти, вы сможете даже работать под Windows 95, однако лучшим решением будет Windows 3.1.
Среди динамичных игр на этом процессоре будут быстро работать игры, написанные на движке Wolf 3D, нединамичные же могут работать любые, вплоть до самых последних. Необходимо помнить, что процессоры этой серии не имеют встроенного математического сопроцессора, который устанавливается отдельно в соответствующее гнездо на материнской плате. Отсутствие сопроцессора, как правило, незаметно, однако некоторые специально написанные программы могут отказаться работать, выдавая соответствующее сообщение. Насколько известно автору, обновление 386-го процессора может быть произведено только в паре с материнской платой, к которой он накрепко припаян. Стоимость пары плата/процессор на вторичном рынке - $0.0 плюс доставка.
486. Также имеет две модификации - SX и DX, однако различие между ними кроется в наличии (DX) или отсутствии (SX) сопроцессора. Вы можете обнаружить на рынке процессоры с частотами 25, 33, 50, 66, 100, 120 и 133 MHz, и только первая, вторая и четвертая разновидности выпускались фирмой Intel, чипы с частотами свыше 66 производились фирмой AMD, а 50MHz SX-процессор производился компанией UMC, и от приобретения последнего нам хотелось бы особенно предостеречь по причине его повышенной глюкавости.
Такой процессор, особенно его старшие модели, достигающие производительности Pentium 90, достаточно современен, чтобы быть использованным в составе домашнего компьютера: Windows 95, MS Office 95, Corel Draw! 5.00.F2 и Adobe PhotoShop 3.05 -вот его приблизительный джентльменский набор. Среди динамичных игр - Duke 3D и даже первый Quake.
Некоторые процессоры так же, как и их 386-е собратья, могут оказаться напаянными на материнскую плату. Стоимость самого свежего из процессоров на вторичном рынке - $3-5. Существующие на рынке процессоры overdrive, представляющие собой Pentium с интерфейсом 486-го процессора, стоят слишком дорого и недостаточно производительны, так что лучшим решением будет покупка новой материнской платы.
586. Вполне современные процессоры, достойные находиться в одном ряду с последними разработками. Начиная с частоты 166 MHz, чипы производства Intel были модифицированы: был увеличен кэш первого уровня, значительно поднявший производительность, и добавлен набор инструкций MMX. К сожалению, процессоры MMX несколько переоценены на вторичном рынке, что связано с неубывающим спросом со стороны нуждающихся в апгрейде владельцев первых Pentium'ов, что делает заметно более выгодным приобретение изделий конкурирующих фирм.
Фирма AMD создала две разновидности 586-го процессора: К5 и К6, причем вторая, претерпев несколько модификаций, выпускается до сих пор. Покупка К5 представляется неудачным решением, поскольку данный процессор плохо совмещается с программами, написанными, так сказать, "под Intel". С другой стороны, К6-прекрасный процессор для офисных приложений, с которыми он показывает максимальное быстродействие, и неплохой чип для всего прочего. Имеются также отдельные пакеты и игры, просто "любящие" К6, к примеру, Adobe PhotoShop 4-5 и Quake II.
Снятые с производства процессоры Cyrix-также неплохое решение для домашнего ПК. Имея весьма невысокую цену, эти чипы обладают вполне приемлемой производительностью. Кроме того, обладая при равной производительности меньшей частотой ядра, этот процессор представляется удачным решением для апгрейда под устаревшими материнскими платами.
вверх

4. Память

Существует большое количество различных типов модулей памяти, и связано это как с совершенствованием компоновки модулей, так и с изменением их внутренней организации. И все эти типы модулей - несовместимы.
В ранних моделях компьютеров модули памяти напаивались прямо на материнскую плату в виде микросхем с двумя рядами ножек, так называемых DIP'ов, позже их стали устанавливать в кроватки, однако в обоих случаях поверхность платы оказывалась буквально усыпана чипами. Такие материнские платы вы все еще можете встретить в 286-х и ранних 386-х компьютерах.
Впрочем, уже начиная с 286-х моделей, производители стали помещать группы DIP'ов на небольшие печатные модули, в свою очередь устанавливаемые на материнскую плату. Количество выводов такого модуля - 30. По способу установки эти первые модули делились на SIPP и SIMM, различие между которыми заключалось в способе крепления к плате: первые для этой цели были снабжены штырьками и вставлялись в отверстия материнской платы, в то время как вторые штырьков не имели, удерживаясь с помощью специальных кроваток. Присутствовали и комбинации SIPP/SIMM с DIP, когда основная память (один - два мегабайта) напаивалась в виде DIP, а расширить ее можно было устанавливая дополнительно SIPP или SIMM.
По мере роста разрядности шины стало необходимым устанавливать такие 30-ножковые SIMM парами (386SX) и даже четверками (386DX и 486), что было явно нерационально, и на 486-х материнских платах стали появляться разъемы для SIMM-модулей с 72 ножками. Такой новый SIMM заменял сразу четыре старых, освобождая кроватки и увеличивая быстродействие. Выпускались также переходные модели материнских плат с наборами 30- и 72-ножковых банков, однако отнюдь не всегда это означало возможность одновременного функционирования обоих типов памяти. Впоследствии появилась модификация SIMM-72-EDO, в сравнении с не-EDO (правильное название - FPM), такие модули работали приблизительно на 10% быстрее. Для работы с новой модификацией требовалась новая материнская плата, однако поддержка старой памяти в обновленных платах сохранилась, возможно было даже устанавливать EDO- и FPM-модули в соседние банки.
С появлением Pentium разрядности SIMM-72 стало снова не хватать, и вот уже и их приходилось устанавливать парами. Решением проблемы стало создание модулей DIMM, самого что ни на есть современного форм-фактора. Банки для таких модулей стали ставить на материнских платах с появлением чипсета TX, и так же, как и в прежние времена, поначалу это были комбинированные варианты.
Для чего все это было написано? Исключительно для того, чтобы продемонстрировать всю глубину проблемы, выросшей на, казалось бы, пустом месте. Приобретая компьютер, поинтересуйтесь, помимо объема, из каких модулей состоит оперативная память и сколько имеется свободных банков для ее расширения, которое может потребоваться. В частности, для мало-мальски приемлемой работы под Windows 95 требуется 6 Mb оперативки, однако только начиная с 16 Mb, эта работа становится комфортной, и то если не запускать тяжелые приложения. В то же время классический DOS требует только одного-единственного мегабайта памяти.
Приобретая компьютер с большой оперативной памятью или дополнительные модули к нему, помните о том, что эти модули скорее всего не подойдут для вашей следующей персоналки и будут проданы за бесценок. К примеру, не стоит наращивать память в 386-й машине до 16 Mb (4 SIMM-30 по 4 Mb), такие модули достаточно дороги при покупке по причине их антикварности и совершенно ничего не стоят при продаже по причине их никомуненужности - дешевле и практичнее будет приобрести 486-й компьютер.
вверх

5. Видеосистема

Отвечающая за сопряжение компьютера с монитором видеокарта имеет два интерфейса. С одной стороны, она вставляется в слот расширения материнской платы, с другой - имеет разъем для подключения дисплея. Таким образом, проблема совместимости видеокарты распадается на две части.
Совместимость с компьютером. Представляя собой устройство, постоянно нуждающееся во все более широком потоке данных, видеокарта всегда оказывалась причиной создания новых шин данных. Так шины VLB и PCI были созданы изначально для подключения именно видеокарты, когда полосы пропускания шины ISA стало катастрофически не хватать, и только затем стали использоваться для сопряжения с компьютером прочих периферийных устройств, а шина AGP и сейчас предназначена исключительно для видеоданных. Таким образом, видеокарты разделяются на ISA-, VLB-, PCI- и AGP-совместимые, и их совместимость с компьютером определяется наличием у последнего соответствующего слота. Наиболее редкой является шина VLB, оказавшаяся не слишком удачной и быстро замененная шиной PCI. Скорее всего, у 386-го компьютера вы найдете внутри ISA-совместимую видеокарту, у 486-го - VLB- или PCI-совместимую, а в Pentium - PCI- или AGP-совместимую. Покупая 486-й компьютер, старайтесь избежать моделей с видео на VLB, если только вы не собираетесь впоследствии избавиться от него целиком - такая видеокарта точно не будет совместима с более продвинутыми материнскими платами. Видеокарты для шины PCI, обладающей достаточной для простого видеосигнала пропускной способностью, и сегодня представляют из себя вполне приемлемое решение - проблемы появляются только при обработке 3D-изображений, требующей особой шины AGP.
В то же время почти всегда существовали интегрированные решения, особенно в desktop-компьютерах. Выудить из такой материнской платы видеокарту для переноса в новый компьютер вам вряд ли удастся. Кроме того, как уже говорилось выше, такие встроенные карты далеко не всегда оказывается возможным отключить с целью установки новой. Шины, используемые такими интегрированными видеоконтроллерами, могут быть самыми разными, от ISA до AGP.
На сегодняшний день вполне приемлемым представляется решение на чипе S3 Virge - недорогая и почти безглючная карта.
вверх

6. CD-ROM

Несмотря на то, что устройство чтения компакт-дисков по-прежнему относят к мультимедиа, CD-ROM сегодня - поистине такой же неотъемлемый атрибут компьютера, как, скажем, флоппи-драйв. Существуют, пожалуй, лишь два варианта, при которых вы сможете обойтись без CD. Это наличие CD-ROM в доступной по локальной сети близости либо полное отрицание современных операционных систем в пользу, например, MS-DOS. Ведь любая попытка установить тот же Windows непременно упрется в три коробки дискет, из которых одна треть не будет читаться сразу, а вторая - при попытке переустановки. Держать же дистрибутивы на жестком диске однозначно менее выгодно, чем приобрести простенький CD-ROM.
Основным достоинством такого CD-ROM должна быть его всеядность, которую достаточно легко проверить, подсунув ему пару-тройку практически негодных болванок: одну затертую, другую-с мелкими канавками, третью-с биением.
Такие же параметры, как скорость CD, вообще не должны ставиться во главу угла, а скорее приниматься как должное: 40-скоростной-хорошо, 24-скоростной-тоже приемлемо и так далее, вплоть до четвертой скорости, наличие (а точнее отсутствие) которой уже начинает ощущаться.
вверх

7. Материнская плата

Являясь центральным звеном компьютера, материнская плата занимается организацией взаимной бесконфликтной работы всех его компонентов. Упрощенно говоря, ее задача - минимизировать простои различных частей в процессе взаимной работы. Процесс "увязывания", своего рода мзда за работу платы, также не должен занимать слишком много времени, однако его минимизация зачастую приводит к появлению сбоев в работе компьютера, невозможности установить отдельные "хитрые" компоненты, возникновению разнообразных и трудно поддающихся диагностированию "глюков".
С другой стороны, при покупке готового и особенно ненового компьютера, а также будучи уверенным в достаточности текущей конфигурации, можно не беспокоиться особо о бесконфликтности: вряд ли прежний пользователь столько лет проработал с неудачной моделью (всегда, впрочем, следует помнить о том, что предлагаемый компьютер мог быть собран только что "из того, что было").
Обладая выбором, имеет смысл останавливаться на последних моделях материнских плат, созданных, так сказать, "на закате" поддерживаемого процессора. И наоборот, стоит избегать "ранних" моделей, в которых новосозданные технологии могли оказаться плохо обкатанными. В пользу поздних моделей говорит также и вопрос дальнейшего апгрейда простой заменой процессора: такие платы должны "знать" и уметь работать со всеми представителями семейства. Кстати, платы с шиной VLB относятся к "ранним" 486-м, и это еще один довод против такого приобретения. В этой связи важным моментом становится наличие описания платы или, как минимум, представления о ее производителе и названии, поскольку вслепую перетыкать перемычки при установке нового процессора - занятие неблагодарное, малоперспективное и даже чреватое запахом дыма.
Следует также знать, что вплоть до последних моделей 486-х компьютеров их материнские платы могли не поддерживать произвольные комбинации устанавливаемых модулей памяти, а только указывавшиеся в описании. Для не обладающих описанием отметим, что все известные автору материнские платы поддерживали установку одинаковых модулей на весь набор банков памяти (что, впрочем, весьма логично), в то время как проблемы возникали с комбинациями типа 1+1+4+4, для которых также имелось "золотое" правило: в первые банки - большую емкость, в последние-то, что осталось. Остается только пожалеть, что не все платы были с этим правилом знакомы.
В качестве предпочтений отметим для 486-х моделей чипсеты фирмы SiS, для Pentium I-i430TX.
вверх
Владислав Сорокин

© 2000-2001 Sergey Ovchinnikov